Можно ли летать на самолете после инсульта? Ограничения и рекомендации

Ишемический инсульт возникает вследствие недостаточного поступления кислорода с кровью к участкам мозга, а геморрагический появляется от чрезмерного поступления крови в головной мозг человека. Оба этих заболевания опасны для здоровья.

После перенесенного ишемического или геморрагического инсульта одним из осложнений является нарушение двигательной активности. Это накладывает ограничения на повседневную жизнь пациента.

Перелет на самолете после инсульта следует совершать только в крайней необходимости после консультации и разрешения врача.

От чего зависит разрешение на перелет после инсульта?

Если требуется совершить перелет, то необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • Давление пациента соответствует норме и не превышает показатели 140/90, отсутствуют скачки.
  • Осуществляется прием гипотензивных препаратов.
  • Пациент прошел реабилитацию после острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК).
  • Если была проведена операция, то после нее должно пройти полгода, минимум 2 месяца, осложнения при этом не диагностируются.
  • Пациент не испытывает страх перед полетами.

При выполнении этих условий лечащий врач даст разрешение на перелет.

Дополнительно человек, перенесший инсульт, должен соблюдать рекомендации по подготовке к путешествию:

  1. Необходимо взять запас препаратов от давления, назначенных врачом.
  2. Понадобятся успокоительные средства и медикаменты, помогающие при укачивании.
  3. Для снижения нагрузки на сосуды и шейный отдел позвоночника надо взять на борт специальную подушку для путешествий.
  4. До перелета требуется принимать назначенные лекарства для укрепления сосудов.
  5. Непосредственно перед поездкой следует сделать ЭКГ и УЗИ сосудов головного мозга, чтобы убедиться в отсутствии угрожающей патологии.

Угрозы, возникающие во время полета

Путешествие самолетом оказывает негативное влияние и на здоровый организм, а на человека, перенесшего острое нарушение мозгового кровообращения, оно возрастает. Болезни сердца (например, аритмия) являются факторами возникновения инсульта, так как нарушение ритма сердечных сокращений приводит к тромбообразованию.

В условиях полета нагрузка на сердечно-сосудистую систему усиливается из-за множества угроз вреда здоровью:

  • разреженный сухой воздух;
  • низкое давление в салоне;
  • ограничение двигательной активности;
  • вибрация;
  • стресс из-за страха летать.

Поэтому необходимо свести к минимуму их воздействие.

Нехватка кислорода

В пораженной части мозга при инсульте происходит гибель нейронов. Окружающие клетки при этом страдают от необратимых изменений, приводящих к некрозу. Чтобы это предотвратить, необходим достаточный уровень кислорода.

На высоте в салоне самолета воздух разреженный, что увеличивает возможность гипоксии. Нейроны, находящиеся близко к патологическому очагу, могут погибнуть при нехватке кислорода во время перелета.

Пониженное АД

В полете в салоне самолета поддерживается давление, составляющее 75% от нормального атмосферного. Это приводит к снижению концентрации кислорода в крови; увеличивается риск гипоксии.

Происходит компенсирование данного воздействия на организм путем увеличения частоты ударов сердца и сужения сосудов, что приводит к повышению кровяного давления и, в свою очередь, повышается риск инсульта. На борту некоторых авиакомпаний есть специальные кислородные подушки или ингаляторы для своевременного оказания помощи при гипертонии.

Вестибулярные расстройства

При путешествии на самолете может возникнуть кинетоз — болезнь укачивания. Это реакция вестибулярного аппарата на колебательные движения воздушного судна. Проявляется головокружением, тошнотой, рвотой. В постинсультном состоянии это опасная дополнительная нагрузка на сосуды головного мозга, которая может привести к очередному апоплексическому удару.

Гиподинамия

Вынужденное продолжительное сидение в одной позе приводит к увеличению вязкости крови и увеличивает риск тромбоза вен нижних конечностей и закупорки сосудов головного мозга.

Сухой воздух

На борту самолета из-за прохождения через систему очистки воздух становится сухим. В результате слизистые верхних дыхательных путей работают в усиленном режиме, чтобы доставить кислород из воздуха к альвеолам легких, и через некоторое время пересыхают. По этой причине после долгого перелета содержание кислорода в крови падает. Также в условиях пониженной влажности наблюдается общая утомляемость организма.

Маневры и вибрация

При взлете, посадке, наборе высоты и снижении, попадании воздушного судна в зону турбулентности может оторваться тромб и с кровотоком попасть в сосуд головного мозга, что чревато развитием инфаркта мозга (ишемического инсульта).

Страх

Боязнь полетов, или аэрофобия, для человека, перенесшего инсульт, — фактор риска из-за стресса и волнений, связанных с необходимостью лететь. В этом случае появляется учащенное сердцебиение, одышка, повышение давления, что чревато развитием гипертонического криза и повторного инсульта.

В чем опасность перелетов после инсульта?

Однако пациент во время полета в любом случае может столкнуться с различного рода проблемами, несмотря на тщательную подготовку.

С какими проблемами на борту он может столкнуться:

  • Сухой воздух. Помимо сухости кожи, которая вызвана работой кондиционеров в самолетах, воздух в самолете довольно быстро обезвоживает организм. Обезвоживание опасно тем, что оно ведет к сгущению крови в сосудах, что смертельно опасно для человека, перенесшего инсульт.

Поэтому обязательно нужно пить много воды, не чай или кофе, а именно воду, причем негазированную. Ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь, он губительно влияет на сердечно-сосудистую систему, результатом чего может стать инфаркт.

  • Сидячее положение. Пассажир самолета зачастую вынужден проводить часы в сидячем положении без движения. Это приводит к гиподинамии и, как следствие, к тромбообразованию, что увеличивает в разы возможность рецидива инсульта. Чем дольше рейс, тем выше эта возможность. Обычно полеты, длящиеся более 5 часов, приводят к отеканию у пассажиров стоп.

Избежать этого можно, если надеть компрессионное белье под обычную одежду. Женщине рекомендуется надеть компрессионные колготки. Оно способствует разгону крови вместо ее застаивания. Никто не запрещает вставать с места хотя бы раз и пройтись по салону. Чтобы разогнать кровь по телу можно совершать вращения кистями рук, стопам и шеей. В общем, делать простую оздоровительную гимнастику.

  • Отсутствие комфорта. Маленькое расстояние между креслами никак не способствует комфорту, скорее наоборот. Чтобы хоть как-то улучшить свое положение можно снять обувь и надеть тапочки, тем самым улучшится подача крови в стопы. Не лишним будет использование специальной подушки под шею, она снижает давление на шейные позвонки и находящиеся поблизости сосуды.

Отсутствие комфорта чревато новыми приступами для пациента

  • Волнение и стресс. Пациенту его стоит избегать. Волноваться во время перелета – это нормальное явление и для женщин, и для мужчин. Чтобы снизить уровень стресса, можно выпить успокоительные: Ново-Пассит или настойки валерианы, пиона.

Самые опасные моменты перелета для пациента – периоды взлета и посадки, а зоны турбулентности.

    • Взлет и посадка. Эти моменты опасны тем, что в это время происходит изменение атмосферного давления, из-за чего страдает сердечно-сосудистая система. Более того, при взлете и посадке в салоне понижается количество кислорода, может появиться головокружение, одышка и проблемы в работе сердца. Это все имеет неблагоприятное влияние на пациента, перенесшего инсульт, и может привести к повторному кровоизлиянию.
    • Зоны турбулентности. Они характерны появлением неприятной вибрации, появляющейся, когда самолет попадает в воздушные ямы. Вибрация плохо влияет на сердечный ритм, что приводит к нарушению кровообращения и подаче крови в головной мозг. Это грозит образованием нового тромба, а впоследствии и повторного инсульта.

Единственное, что можно посоветовать в этом случае, – не волноваться и попробовать заснуть. Ведь если все указания врачей были выполнены, и на протяжении всего пути следования самолета пациент контролировал уровень давления, пил много жидкости и разминал время от времени ноги, то волноваться не о чем. Полет должен пройти комфортно и без серьезных происшествий для пациента.

Подготовка к перелету и рекомендации

Если появилась необходимость лететь, прошло время, необходимое для реабилитации пациента, и лечащий врач дал разрешение, то перед поездкой необходимо контролировать кровяное давление на протяжении нескольких дней, осуществляя это в разное время суток и в различных ситуациях. Непосредственно перед посадкой в самолет при повышенном АД требуется принять средство для его снижения.

Нужно собрать аптечку, куда положить:

  1. принимаемые гипотензивные препараты;
  2. средства от укачивания;
  3. успокоительное;
  4. термальную воду (норма провоза в ручной клади — 100 мл), чтобы облегчить самочувствие в сухом воздухе салона;
  5. аппарат для измерения давления.

Перед вылетом:

  1. Надеть подходящее компрессионное белье для повышения тонуса сосудов нижних конечностей в условиях гиподинамии.
  2. Если в анамнезе стоит ишемический инсульт, то по назначению врача можно принять средства, разжижающие кровь.

В полете:

  1. Исключить употребление кофе и алкоголя.
  2. Периодически покидать свое место и прогуливаться по салону.
  3. Если нет возможности встать, на месте выполнять круговые движения стопами для профилактики гиподинамии.
  4. При возникновении стрессовой ситуации своевременно принять успокоительное, а при повышении давления — гипотензивное средство.
  5. Употреблять достаточное количество воды.

При соблюдении рекомендаций врача и внимательном отношении к своему здоровью удастся свести риск повторного инсульта в полете или после него к минимуму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *