Календарь кризисов до 1 года

Есть такой календарь кризисов (скачков в развитии, лучше сказать) для детей до года. Он очень помогает: когда не понимаешь, почему ребенок ведет себя не понятно, вдруг начал много плакать, постоянно хочет быть у мамы на ручках, что с ним стало? Заглянешь в этот календарь, а оказывается, у него очередной скачок в развитии, прочитаешь, что с ним в это время происходит, что он нового осознает, и видишь: так оно и есть, как я сразу не заметила? И сразу успокаиваешься и все становится понятно.

Информация об этом календаре разбросана по Интернету, это не очень удобно. В этом посте постараюсь все структурировать.

Сам календарь кризисов составлен на основе книги Hetty Van, Frans Plooij «The Wonder Weeks» (рус.: Хетти Вандерейт, Франс Плой «Капризничает? Значит развивается») и даны переводы ее глав. Ниже обо все по порядку.

Кратко о том, что такое кризисы:

Когда происходят изменения, все дети плачут чаще и дольше, а некоторые плачут еще чаще, чем большинство. Некоторые дети могут быть особо трудны в ночной период, другие очень беспокойны днем. Но все дети во время кризисов обычно менее плаксивы, если окружены теплом, любовью, заботой, если на них обращают дополнительное внимание. Хотя даже при этом можно ожидать, что ребенок расплачется в любой момент. Некоторые дети возвращаются к обычному поведению за день, другим может понадобиться целая неделя, чтобы снова стать спокойными.

Время фазы роста мозга приближается, если:

— ребенок кричит, требует больше внимания;

— может хуже есть и спать;

— становится более стеснительным с посторонними, не идет на руки;

— «приклеивается» к маме;

— может сосать пальцы, быть грустным и апатичным.

Он не может ничего вам сказать, а в первые недели — не может даже протянуть к вам свои ручонки. Но он вполне может кричать во все горло и стать беспокойнее, чем в обычной жизни. Для маленького ребенка это способ дать вам понять, что он «выбит из колеи».

Он быстро устает, но вернуться «назад» к спокойствию самостоятельно не может — мозг продолжает активно работать, требуя новой «пищи», и это приводит к расстройству сна и бодрствования.

До 9 месяцев, а особенно в периоды резкого роста мозга, ребенок нуждается в создании условий, максимально приближенных к безопасным условиям «в утробе» — особенно это касается тесных маминых объятий.

Подробнее о том, что такое скачки в развитии, читайте и .

Индивидуальный календарь для своего ребенка вы можете составить, пройдя по этой . Советую потом сделать Print Screen страницы и сохранить себе это изображение или распечатать, чтобы не делать календарь каждый раз. Как видите, очень простыми значками и цветом обозначено, какое настроение скорее всего будет у вашего малыша.

Информация о кризисах по неделям:

5-я неделя (4-5 недели)

8-я неделя (7-9 недели) — Мир «узоров»

12-я неделя (11-12 недели) — Мир «плавных переходов»

19-я неделя (18-20 недели) — Мир событий

26-я неделя (25-27 недели) — Мир «взаимосвязей»

37-я неделя (36-40 недели) — Мир «категорий»

46-я неделя (44-48 недели) — Мир «последовательностей»

Кризис ребенка в 2 года

Постоянные истерики — главный признак, отображающий кризис 2 лет у ребенка. Переключение внимания здесь уже не работает, ребенок упирается в собственную хотелку и устраивает настоящее представление. Он может ломать игрушки, вырывать страницы книг, драться и разрушать все вокруг. Родители начинают жаловаться на неуправляемость малыша.

Причина этих истерик кроется не в плохом воспитании и не в избытке энергии, а в развивающейся самостоятельности ребенка. Побочный эффект подобного события – это то, что иногда ему кажется, что его ущемляют как личность.

Ребенку необходимы границы. Исследуя мир, он видит связь между тем, что он сделал, и последующим эффектом. Если эффект один и тот же, малыш спокоен и чувствует себя в безопасности. Если же в какой-то день он совершил привычное действие, но получил иную реакцию, у него начинается паника.

Границы нужны, чтобы малыш почувствовал знакомое сопротивление. Да, ему нельзя позволять все, тем более, что часть детских требований выполнить вообще невозможно. В два года он уже должен понимать, что что-то делать запрещено или не имеет смысла.

Перед бурей

Лучше всего «ловить» истерики до их начала. Пока ребенок еще может адекватно соображать и думать над проблемой, следует поговорить с ним на равных – к примеру, сказать: «Я вижу, что ты чем-то недоволен. Давай ты расскажешь, что тебе нужно, а потом мы вместе подумаем, что нам делать». Если на малыша не начать сразу кричать, он поймет, что не обязан сам справляться с проблемой, ведь у него есть поддержка родителей. Логика детям вполне доступна, поэтому можно будет обойтись без воплей и плача.

Если истерика уже началась

Ни в коем случае не уступать. Даже одно маленькое послабление позволит ребенку почувствовать реальную власть. В итоге он перестанет вас уважать, будет чувствовать себя выше, и вести себя как капризный царек.

Чтобы такого не произошло, следует держать в голове (или даже на бумаге) четкий список разрешенного и запрещенного. Любые требования истерики должны исполняться или пресекаться только согласно этому списку.

Отвлечение внимания в два года уже не работает, а только откладывает решение проблемы. Лучше пробовать другие способы.

Тон родителя должен быть спокойным. Не нужно апеллировать к логике и пускаться в пространные объяснения, маленький ребенок, бушующий на эмоциях, все равно не поймет ни слова. Если спокойные и простые объяснения на тему «Почему я не могу дать тебе это» не помогли, лучший способ успокоить дитя – выйти из комнаты. Без аудитории ребенок быстро успокаивается. Желательно, чтобы после этого он первый пошел на контакт с вами.

Нормально, если ребенок разговаривает с вами как равная личность. Ненормально, если он считает, что имеет больше прав, чем у вас.

Кризис ребенка в 6 лет

Этот кризис появляется в связи с новой ролевой моделью в жизни ребенка. Теперь ему пора в школу, к которой он может оказаться психологически не готов.

В шесть лет дети разделяются на два типа:

  • Готовы к обучению, любят познавать новое. Дома им скучно, хочется новых знакомств, знаний, впечатлений. В этом случае школа станет избавлением от кризиса.
  • Любят игры и не готовы переходить на новую форму обучения. Для некоторых шестилеток это слишком ранний возраст, чтобы идти в школу. Возможно, стоит подождать до семи.

Что делать?

Предоставьте малышу больше свободы выбора там, где он чувствует себя в своей тарелке. Пусть дома сам выбирает одежду из предложенной, или еду из неких вариантов. Пусть решение поздравить кого-то с днем рождения будет его собственным, а не потому что «надо». Убедитесь в том, что задачи, которые вы поручаете ребенку, он может выполнить. В противном случае в дальнейшей жизни он будет бояться браться за что-то новое.

Кризис 6-8 лет

У данного кризисного периода можно выделить два главных аспекта:

  1. Физическое развитие. Это очень напряженное время для организма. В этом возрасте ребенок стремительно растет с точки зрения физических показателей, совершенствует тонкости моторики рук, у него развиваются определенные достаточно сложные нервно-психические функции.
  2. Социальные перемены. Дети начинают ходить в младшие классы, им предстоит непростой процесс адаптации к новым условиям, требованиям и окружению. Такие изменения могут спровоцировать формирование у ребенка комплекса отклонений в поведении, получившего общее название «школьный невроз».

Школьный невроз

Ребенку при школьном неврозе свойственны различные поведенческие отклонения. У одних школьников это:

  • повышенная тревога;
  • боязнь опоздать на занятия или сделать что-нибудь не так;
  • нарушение аппетита, которое наблюдается особенно в утренние часы перед школой, а в некоторых случаях может сопровождаться тошнотой и даже рвотой.

В других случаях подобные отклонения проявляются как:

  • отсутствие желания вставать, одеваться и идти в школу;
  • неспособность привыкнуть к дисциплине;
  • невозможность запомнить задания и отвечать на поставленные вопросы учителей.

В большинстве случаев школьный невроз можно встретить у ослабленных деток, вышедших из дошкольного возраста, но из-за физических и психических данных отстающих от однолеток.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: симптомы и лечение невроза у детей Родителям необходимо хорошо все взвесить, прежде чем отдавать шестилетнего кроху в школу. Спешить с этим не стоит и в семь лет, если, по мнению детского врача, ребенок еще не готов к таким переменам.

Комаровский не рекомендует перегружать кроху, пока он полностью не приспособится к новому жизненному укладу. Лучше повременить с дополнительными секциями и кружками. Скрытые повреждения головного мозга, которые могли быть приобретены вследствие осложнений при родах или беременности, инфекции или травмах, полученных в дошкольном или младшем возрасте, могут проявиться в период адаптации к школе. Признаками этого выступают:

  • утомляемость;
  • двигательное беспокойство;
  • возобновление заикания, которое могло присутствовать в дошкольном возрасте;
  • недержание мочи.

Кроме обязательной помощи врача, надо создать дома спокойную атмосферу. Не ругать и не наказывать кроху, не ставить перед ним непосильных задач.

Подростковый кризис

Для возраста 12-15 характерны самые заметные изменения – как в физиологии, так и с психологической точки зрения. В подростковый период у мальчиков отмечается повышенная возбудимость и несдержанность, достаточно часто они могут даже проявлять агрессию. Девочкам в этом возрасте свойственно неустойчивое настроение. Кроме того, независимо от пола, детям-подросткам характерна повышенная чувствительность, безразличие, чрезмерная обидчивость и эгоизм, а некоторые начинают проявлять к окружающим черствость, граничащую с жестокостью, особенно это касается самых близких людей.

Стремясь быть самостоятельными, не зависеть от взрослых и пытаясь самоутвердиться, подростки нередко совершают опасные и необдуманные поступки. Например, не сумев найти себя в учебе, спорте или творчестве, они начинают курить, приобщаются к алкоголю, пробуют наркотики или вступают в раннюю половую жизнь. Еще одним из способов самоутверждения у подростков является группирование, то есть времяпровождение и общение в группе сверстников.

Если сравнивать с первоклассником, то подростку требуется столько же внимания родителей, а иногда и намного больше. Однако воспринимать его необходимо как взрослого человека, а не как ребенка, и понимать, что сейчас его самолюбие особо уязвимо. Абсолютно бесполезно подростку навязывать собственное мнение. Для того чтобы добиться результата, стоит только направлять ребенка. Он должен считать, что решение принимает самостоятельно.

Психические расстройства в подростковый период

В подростковый период в некоторых случаях у детей наблюдаются определенные психические расстройства, которые достаточно сложно отличить от обычных особенностей кризисного состояния. На этом этапе развития, особенно в тех ситуациях, когда мальчик или девочка ускоренно созревают в физическом и половом плане, способна проявится скрытая до сих пор предрасположенность к серьезным заболеваниям, связанным с психикой. Совершенно не помешает и даже поможет консультация с психиатром, если в обычном поведении подростка наблюдаются следующие изменения:

  • резкие перемены в настроении;
  • странные увлечения;
  • замкнутость и холодность в отношении с близкими и сверстниками;
  • отрешенность от свойственных его возрасту занятий и интересов.

Все фазы естественного развития ребенка обладают закономерностью, но их течение может идти абсолютно по-разному. У одних детей это смена болезненных и острых скачков, у других мягкий и практически незаметный процесс. Физические и психические особенности каждого ребенка безусловно влияют на то, как он будет переживать кризисное состояние, однако немаловажную роль в этом играют условия, в которых кроха растет и воспитывается. Когда родители терпеливы и уравновешены, а атмосфера в семье спокойная и доброжелательная, кризисный период проходит достаточно тихо, без эксцессов.

Календарь скачков развития у детей до года

Скачки роста, переживаемые грудничком на первом году жизни, можно оформить в единую таблицу – календарь:

Неделя жизни ребенка Предполагаемое поведение грудничка в этот период
1 – 4 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
5 1-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
6 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
7 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
8 – 9 2-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
10 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
11 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
12 3-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
13 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
14 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
15 – 19 4-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
20 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
21 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
22 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
23 – 26 Пятый скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
27 – 30 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
31 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
32 – 33 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
34 – 37 6-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
38 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
39 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
40 – 41 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
42 – 46 7-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
47 – 48 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
49 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
50 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
51 – 55 8-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.

При оценке таблицы важно понимать, что периоды скачков развития не подразумевают постоянного нахождение грудничка в стрессовом состоянии. В указанный возрастной промежуток ребенок наиболее склонен к эмоциональным всплескам и зависим от окружающих обстоятельства.

Знание таких периодов поможет родителям спокойно относиться к предстоящим сложностям, уверенно помогая маленькому человеку справляться с кризисом.

Почему скачки роста называют кризисами?

Такой вопрос мне когда-то задал дедушка. Если и вам не по душе это слово, вы скоро ощутите, что иначе как кризисом подобный этап не назовешь. Малыши на самом деле — настоящие консерваторы. Поэтому каждое изменение внешних условий (смена часовых поясов, другой режим, перемена погоды, новое место) им дается нелегко. А изучение нового навыка вообще переворачивает все с ног на голову! Представьте, что вы уснули в своей кровати, а проснулись на другой планете. Примерно так себя может чувствовать малыш во время скачка роста.

Поэтому ребенок начинает показывать свое недовольство. Еще бы, ведь он только привык к своим ощущениям, к заведенному распорядку — и снова ничего не понятно. А еще ему очень тяжело — и физически, и психически. Каждый скачок роста несет в себе кардинальное изменение мировоззрения малыша. Тогда он начинает больше плакать, ныть, капризничать и хвататься за спасительную соломинку — за маму. Только она осталась неизменной, только она может помочь, утешить, приласкать. Именно поэтому во время кризисов ребенок постоянно просится на ручки, чем вызывает мамино негодование: «Как? Ведь он только научился сам играть/спать/ползать!». Что ж, придется потерпеть. Весь секрет в том, что с каждым таким скачком роста малыш совершает «откат», но лишь на время, чтобы потом удивить вас еще большей самостоятельностью. Два шага вперед — один назад.

Да, это нелегкое время, как для ребенка, так и для родителей. Все, что нужно — немножко потерпеть. Скоро жизнь наладится! Но лишь на время…

Кризис новорожденности

Среди специалистов принято рассматривать детский кризис, который переживает новорожденный, с физической и психологической стороны. С точки зрения физиологии подразумевается процесс адаптации крохи к новым условиям своего существования, которое кардинально отличается от внутриутробного периода. После рождения малышу, чтобы выжить, нужно самостоятельно делать многие вещи – например, дышать, согревать себя, добывать и усваивать пищу. Чтобы помочь ребенку адаптироваться и сделать протекание этого процесса как можно менее стрессовым, родителям следует выработать спокойный режим дня, обеспечить регулярный сон и полноценное питание, наладить процесс грудного вскармливания.

На фазе психологической адаптации важнейшую роль играют действия и эмоции родителей ребенка. Грудничок, который только недавно появился на свет, еще не обладает основными навыками общения, поэтому ему требуется помощь и поддержка, особенно со стороны мамы.

Именно она способна на интуитивном уровне понять, в чем конкретно нуждается ее малыш. Однако очень сложно доверять исключительно себе и своему малышу, тем более если вокруг много бабушек, родственников и знакомых, которые постоянно что-нибудь советуют. Все, что нужно делать маме, это носить кроху на руках, прикладывать к груди, обнимать и защищать от ненужных переживаний, плюс иметь железную выдержку.

Данный кризис проходит к 6-8 неделе после рождения. О его завершении свидетельствует появление комплекса оживления. При виде маминого лица малыш начинает улыбаться или каким-то другим доступным ему способом показывать свою радость.

Что такое скачки роста, особенности состояния

Скачки роста у грудничков – это бесконтрольная кардинальная смена поведения ребенка, его режима дня и способа взаимодействия со «своим взрослым», происходящая с определённой периодичностью. Такие этапы формирования личности подрастающего человека также называют скачками развития.

Это связано с тем, что основными причинами возникновения таких изменений являются:

  • приобретение грудничком новых навыков;
  • стремительное физическое развитие ребенка;
  • смена психологического климата в семье.

Стремительное физическое развитие детей до года является одной из причин возникновения кризисных периодов, так называемых «скачков роста»

Если 2 первые причины возникновения скачков можно считать естественными, то изменения в семейной обстановке носят для психики ребенка скорее негативный характер, несмотря на развитие его нервной системы в результате преодоленных обстоятельств.

Перестройка психологического состояния влечет за собой и физические изменения, «побочным эффектом» которых являются скачки развития.

Физическое и психическое становления личности происходит скачкообразно. Резкие изменения провоцируют эмоциональный всплеск, справиться с которым грудничку на первом году жизни может потребоваться от 7 до 21 дня.

Во время перехода на новый этап развития ребенок ощущает себя:

  • Тревожно. Например, когда на 8 неделе грудничок начинает идентифицировать узоры, он может по началу пугаться окружающих предметов.
  • Эмоционально нестабильно. От переживаемого стресса он то плачем, то смеется.
  • Одиноко. Во время скачков роста дети в абсолютном большинстве случаев начинают проверять на прочность связь со своими родителями, требуя от них больше тактильного и эмоционального контакта.

Когда происходят скачки роста?

В первый год жизни кризисы следуют один за другим, практически не давая возможности маме выдохнуть спокойно. Но с каждым разом кризисное время будет короче, а перерывы длиннее. Когда-то вам придется сражаться с монстрами всего раз в год! Ну, а пока… Взгляните на календарь кризисов развития ребенка до года.

Фактически это календарь до полутора лет, но, как вы видите, после года наблюдаются всего два скачка роста. До года же их насчитывается аж 8 штук! В последующих статьях я буду рассказывать о каждом кризисе отдельно — что он принесет и как его перенести. Поделюсь своим опытом в преодолении трудностей и радостью от пройденного этапа. Так что не пропустите, подписывайтесь на новые статьи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *